Обыкновенно наказывают плетями или розгами всех бегунов без разбора, но уж одно то, что часто побеги от начала до конца поражают своею несообразностью, бессмыслицей, что часто благоразумные, скромные и семейные люди убегают без одёжи, без хлеба, без цели, без плана, с уверенностью, что их непременно поймают, с риском потерять здоровье, доверие начальства, свою
относительную свободу и иногда даже жалованье, с риском замерзнуть или быть застреленным, — уже одна эта несообразность должна бы подсказывать сахалинским врачам, от которых зависит наказать или не наказать, что во многих случаях они имеют дело не с преступлением, а с болезнью.
Молодежь отдыхает; даже старики позволяют себе
относительную свободу, хотя хозяйственный мужичок и тут не упускает случая, дающего возможность с выгодой употребить свой труд.
Находясь в положении камердинера-друга лица высокопоставленного в столице, Степан пользовался
относительной свободой, приобретя, воспитываясь вместе со своим барином, известный аристократический лоск, которым он умел при случае воспользоваться, он мог вращаться в публичных местах, далеко не совместных с его званием.
Палач исполнил то, что хотел и что взялся исполнить. Но исполнение это было нелегко. Слова Светлогуба: «И не жалко тебе меня?» — не выходили у него из головы. Он был убийца, каторжник, и звание палача давало ему
относительную свободу и роскошь жизни, но с этого дня он отказался впредь исполнять взятую на себя обязанность и в ту же неделю пропил не только все деньги, полученные за казнь, но и всю свою относительно богатую одежду, и дошел до того, что был посажен в карцер, а из карцера переведен в больницу.
Арестанты, живущие в Александровской тюрьме, пользуются
относительною свободой; они не носят кандалов, могут выходить из тюрьмы в продолжение дня куда угодно, без конвоя, не соблюдают однообразия в одежде, а носят что придется, судя по погоде и работе.
Неточные совпадения
Это всегда есть нежелание признать
свободу многообразной,
относительной жизни.
Добыть себе
относительную общественную
свободу русским трудно не потому только, что в русской природе есть пассивность и подавленность, но и потому, что русский дух жаждет абсолютной Божественной
свободы.
И потому русская жажда абсолютной
свободы на практике слишком часто приводит к рабству в
относительном и среднем и русская жажда абсолютной любви — к вражде и ненависти [Русская революция наглядно показала всю опасность русской абсолютности.].
Православие может держаться только
свободой, только на почве
свободы можно защищать
относительные преимущества православия перед католичеством и другими вероисповеданиями.
Всякий понимает, что человек не может делать всё, что только захочет, следовательно
свобода его есть
свобода относительная, ограниченная.
Свобода есть вообще понятие
относительное, абсолютная
свобода есть столь же противоречивое понятие, как и абсолютное бытие.
Между Абсолютным и
относительным пролегает грань творческого да будет, и поэтому мир не представляет собой пассивного истечения эманации Абсолютного, как бы пены на переполненной чаше, но есть творчески, инициативно направленная и осуществленная эманация [Иногда различие между творением и эманацией пытаются связывать с противоположностью
свободы и необходимости в Боге.
Зло же есть акциденция, модус тварности, онтологическая иллюзия, нечто такое, чего могло бы и не быть, что обязано своим существованием
свободе и потому находится в
относительной сфере противоположения
свободы и необходимости.
Она имеет положительное значение, когда вечными началами признается
свобода, справедливость, братство людей, высшая ценность человеческой личности, которую нельзя превращать в средство, и имеет отрицательное значение, когда такими началами признаются
относительные исторические, социальные и политические формы, когда эти
относительные формы абсолютизируются, когда исторические тела, представляющиеся «органическими», получают санкцию священных, например монархия или известная форма собственности.
Личность реализует своё существование и свою судьбу в противоречиях и сочетаниях конечного с бесконечным,
относительного и абсолютного, единого и многого,
свободы и необходимости, внутреннего и внешнего.